Гинекомастия: причины, симптомы, диагностика и лечение

Гинекомастия – мужская патология, связанная с увеличением размера грудных желез. Данное заболевание может быть опасным, так как при отсутствии должного лечения развивается рак груди. Это патология молочных желез у мужчин, проявляющаяся одно- или двухсторонним увеличением их размера за счет гипертрофии железистой или жировой ткани.

Что такое гинекомастия?

Гинекомастия

Проявляется уплотнением и увеличением грудной железы, чувством тяжести, болезненными ощущениями при пальпации. Может регрессировать самостоятельно. При неэффективности консервативной терапии показано оперативное лечение, т. к. длительное существование гинекомастии представляет риск в развитии злокачественной опухоли молочной железы.

Гинекомастия достаточно распространенная патология, её частота встречаемости у мужского населения в возрасте от 14 до 60-65 лет в среднем может достигать 50-60%

Различают патологическую гинекомастию, возникающую внезапно и говорящую о нарушениях в организме, и врожденную, проявляющую себя в младенческом возрасте, подростковом периоде и старчестве.

Нужно уметь отличать данную патологию от простого ожирения, когда увеличение объемов груди происходит из-за уплотнения жировых тканей.

Истинная патологическая гинекомастия у мужчин может вызываться следующими группами причин:

• Нарушением соотношения тестостерона и эстрогенов в организме мужчины. Это состояние может наблюдаться при гормонально-активных опухолях гипофиза, яичек, надпочечников, желудка, поджелудочной железы, легких, первичном и возрастном гипогонадизме (недостаточном функционировании половых желез), аденоме предстательной железы, воспалительных процессах в яичках, аддисоновой болезни и т. д.
  • Гиперпролактинемий – повышением секреции пролактина при опухолях гипофиза, гипотериозе.
  • Заболеваниями, сопровождающимися нарушением обменных процессов — при диффузном токсическом зобе, сахарном диабете, ожирении, туберкулезе легких и др.
  • Заболеваниями неэндокринной природы – при интоксикациях, циррозе печени, почечной или сердечно-сосудистой недостаточности, ВИЧ-инфекции, травмах грудной клетки, герпетическом поражении грудной клетки, нормализации питания после истощения и др.
  • Приемом препаратов, действующих на рецепторы тканей молочных желез, повышающих продукцию эстрогенов или пролактина, блокирующих рецепторы гонадотропинов, оказывающих токсическое влияние на яички и т. д. (кортикостероиды, анаболические стероиды, циметидин, спиронолактон, изониазид, метронидазол, ранитидин, каптоприл, эналаприл, резерпин, метилдофа, нифедипин, амиодарон, верапамил, дигитоксин, теофиллин, антидепрессанты, диазепам, кремы с содержанием эстрогенов и мн. др.
  • Употребление наркотиков (героиномания, употребление марихуаны) и алкоголизм.

В течении гинекомастии выделяют три стадии:

1. Развивающуюся (пролиферирующую) – начальные изменения, первые 4 месяца, когда возможно обратное развитие гинекомастии при соответствующем медикаментозном лечении.
  2. Промежуточную – характеризуется созреванием железистой ткани; протекает от 4 месяцев до года.
  3. Фиброзную – отмечается появление в грудной железе соединительной и жировой тканей; регрессия патологического процесса практически невозможна.

При возникновении данной патологии можно наблюдать визуальное увеличение груди за счет повышения объема грудных желез. Это сопровождается болезненными ощущениями во время пальпации, тяжестью в грудной области, повышенной чувствительностью сосков, а в некоторых случаях и выделением из них жидкости.

Обращение к врачу начнется с первичного осмотра пациента и проверки методом пальпации грудных желез на их увеличение и яичек на возможность опухоли. Затем нужно будет взять анализ крови на гормоны и пункцию на биопсию, провести УЗИ грудных желез (при необходимости еще и яичек), сделать томографию мозга и надпочечников, рентгенографию.

Перед устранением патологии необходимо исключить первопричину ее возникновения и только потом браться за устранение гинекомастии. Так как существует вероятность самостоятельной ликвидации заболевания, лечащий врач может принять решение  назначить период наблюдения за его развитием.

Если регрессии не происходит, назначается гормональная терапия, повышающая количество тестостерона и блокирующая выработку эстрогена.

Если велика вероятность развития злокачественной опухоли, отдается предпочтение хирургическому вмешательству.